Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 
Эффективность внедрения ФГОС ООО

 

 

Справка  «Эффективность введения внеурочной деятельности в 5-х классах, реализующих ФГОС ООО»

27.10.2014

 

В период с 1 сентября по 27 октября текущего года состоялся предупредительный контроль  организации внеурочной  деятельности в 5-х классах.

Цель контроля: отслеживание использования методических рекомендаций к организации внеурочной деятельности в 5-х классах в соответствии с требованиями  ФГОС ООО, определении успешных и неуспешных моментов при апробации модели внеурочной деятельности

Внеурочную деятельность для 96 учащихся 5 классов организуют  учителя: Петрова Н.А., Любимова Г.И., Сорокина Е.Ю., Щербакова В.А., Эргардт С.Н., Бояркина Л.А., Золотухина И.В., Шлапакова С.А., Шенкнехт Н.Н., Горшенина Л.С.

В основу настоящей справки положен алгоритм отслеживания:

·                    состояние рабочих программ внеурочной деятельности, их типы; востребованность рабочих программ;

·                    реализация календарно-тематических планов внеурочной деятельности;

·                    соответствие расписания  занятий календарно-тематическому планированию;

·                    отслеживание посещённых занятий;

·                    проверка журналов внеурочной деятельности;

·                    отслеживание положительных результатов внеурочной деятельности и выявление затруднений, проблем, недостатков.

Согласно ФГОС ООО в Базисном учебном плане лицея отводится 9 часов (из них 1 час вакансии – шахматы)  на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность лицея в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 5-9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов-ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

 Внеурочная деятельность  в 5-х классах осуществляется в рамках Основной образовательной программы основного  общего образования  и на основании Положения «О внеурочной деятельности в 5-9 классах»  по направлениям:

·                    духовно-нравственное

·                    спортивно-оздоровительное

·                    социальное

·                    общеинтеллектуальное

·                    проектная деятельность

По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности педагогами 5-х классов разработаны рабочие программы. Рабочие программы соответствуют требованиям Положения  «О программах внеурочной деятельности в 5-9 классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Лицей №1». По типу все программы, ориентированные  на достижение результатов определенного уровня.

Программы внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  ставят цели:

·                    осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, и направленной  на достижение планируемых результатов основной образовательной программы ООО;

·                    овладение  учащимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

·                    формирование у  учащихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

·                    формирование  знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Следование этим целям – задача учителей и педагогов дополнительного образования.

Ниже приведена база данных программного обеспечения  внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год 5-х классов (представлена  в таблице 1).

Таблица 1

Направление

деятельности

Формы и вид деятельности

Наименование рабочих программ.

Разработчики (педагоги  лицея №1)

Тип программы

Примерные и государственные (авторские) программы, послужившие основой для составления рабочих программ

Духовно-нравственное

Кружок «Колесо истории»

Рабочая программа «Калейдоскоп истории» для 5-6 класса.

Разработчик –

Горшенина Л.С.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Кружок «Уроки нравственности»

Рабочая программа «Уроки нравственности» для 5 класса.

Разработчик – Шлапакова С.А.

 

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности

 

Спортивно-оздоро-вительное

Секция «Волейбол»

Рабочая программа  «Волейбол» для 5 класса.

Разработчики – Щербакова В.А., Эргардт С.Н.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Социальное

Кружок «Экологическая тропа»

Рабочая программа «Экологическая тропа» для 5 класса.

 Разработчик – Шенкнехт Н.Н.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Общеинтеллектуальное

Кружок «Театр + ин.яз.»

Рабочая программа «Теарт+ин.яз.» для 5 класса.

Разработчик – Золотухина И.В.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Клуб виртуальных путешественников

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Виртуальное путешествие» для 5 класса

Разработчик – Бояркина Л.А.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Увлекательный русский

Рабочая программа «Увлекательный русский»

Разработчики – Петрова Н.А., Любимова Г.И., Сорокина Е.Ю.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Кружок

«Естествознание»

Рабочая программа «Давайте похимичим» для 4-5 класса

Разработчик – Шлапакова С.А.

Образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

 

Проектная деятельность

«Наши проекты»

Рабочая программа «Наши проекты»

Разработчики – Петрова Н.А., Любимова Г.И., Сорокина Е.Ю.

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности

 

 

В общем контексте часов на внеурочную  деятельность в 5  классах  (на 1 класс-комплект) в  условиях  пятидневной рабочей недели приходится  от 272 до 306 часов (34часа в неделю).

В течение 1 четверти текущего учебного года внеурочная деятельность в лицее велась  в таких формах, как проектная и поисковая деятельность, кружки, соревнования, взаимодействие с социумом, коллективное дело, экскурсии,  походы. Все формы  реализуются через план и   рабочие программы внеурочной деятельности. Подобное разнообразие методических форм организации учебно-воспитательного процесса соответствует системно-деятельностному подходу, заявленному в ФГОС ООО. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии учащихся 5 класса. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.

Планы внеурочной деятельности относительно каждого классного коллектива построены таким образом, что учащиеся могли выбрать кружки в соответствии с планом. Родителями были составлены заявления на зачисление и освобождение от внеурочных занятий. Результаты  выбора представлены в таблице 2.

Таблица 2

Учреждения.

Программы

Классы

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

5 «Г»

«Волейбол»

6

10

7

4

«Экологическая тропа»

5

3

2

4

«Театр + ин.яз.»

6

6

-

-

Клуб виртуальных путешественников

-

-

2

10

«Естествознание»

12

-

7

-

«Уроки нравственности»

-

14

-

4

«Колесо истории

3

4

7

5

«Наши проекты»

4

5

2

8

Увлекательный русский

7

8

5

7

 

26

27

18

15

ИТОГО: 86 чел. (89%)

Исходя из выбора, мы видим, что еженедельная занятость обучающихся по классам составляет: 5 «А» класс – от 1 до 2 часов,  5 «Б» класс – от 1 до 3 часов, 5 «В» класс – от 1 до 2 часов, 5 «Г» класс – от 1 до 3 часов.

На основании сделанного выбора и заявлений родителей было составлено расписание внеурочной деятельности.

Кроме внеурочных занятий в лицее, учащиеся согласно своим интересам и увлечениям используют  возможности образовательных учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, что доказывает анализ их занятости. Обучающиеся посещают:

          Таблица 3

Учреждения.

 

Классы

% посещения

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

5 «Г»

ЦРТДЮ

4

0

4

0

8

ЦДТ

3

0

0

0

3

ДЮСШ УО

1

0

1

0

2

ДЮСШ Спорткомитета (хоккейная коробка)

-

-

5

0

5

Спорткомплекс «Юность»

1

2

0

0

3

Детская школа искусств

4

1

2

0

7

Музыкальная школа

4

1

1

1

7

Тамань (каратэ)

1

0

1

0

2

 

18

4

14

1

37 (39%)

Занятость учащихся согласно договоренности с Центром развития творчества детей и юношества для учащихся 5-х классов предложены 4 модуля внеурочной деятельности, дополнительно к тем часам, которые предусмотрены в учебном плане лицея. Учащиеся 5-х классов посещают: кружок «Поделки», «ИЗО», «Стилистика», «Живое слово».

                                                                                 Таблица 4

Программы

Классы

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

5 «Г»

              дата

20. 09

27.09

20. 09

27.09

20. 09

27.09

20. 09

27.09

Поделки

0/4

б/л

0/1

б/л

5/4

б/л

0/1

б/л

ИЗО

6/1

3/1

1/1

0/1

2/3

1/1

0/0

1/0

Стилистика

4/5

6/6

3/1

0/0

5/1

1/1

1/2

0/0

Живое слово

3/0

2/2

8/1

1/1

3/4

3/3

2/0

0/0

 

13/10

11/9

12/4

1/2

15/12

5/5

3/3

1/0

 

Посещены внеурочные занятия у учителей и педагогов дополнительного образования. Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы, эксперименты. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов –  использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.

На этапе контроля, в ходе выявления соответствия расписания  занятий календарно-тематическому планированию рабочих программ внеурочной деятельности «Волейбол» было выявлено объединение групп у педагогов Щербаковой В.А. и Эргардт С.Н. и  увеличение часовой нагрузки на детей.

В ходе проверки выявлена следующая посещаемость внеурочных занятий:

Таблица 5

Учреждения.

Программы

Классы

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

5 «Г»

«Волейбол»

2

6

3

1

«Экологическая тропа»

3

4

0

3

«Театр + ин.яз.»

2

2

-

-

Клуб виртуальных путешественников

-

-

0

4

«Естествознание»

3

-

2

 

«Уроки нравственности»

-

0

-

0

«Колесо истории

2

3

0

3

«Наши проекты»

4

4

2

3

Увлекательный русский

5

3

4

3

 

21

19

8

17

Исходя из контроля видно, что не все направления ФГОС ООО востребованы. И учителя умолчали данный факт.

Проверка журналов внеурочной деятельности на предмет соответствия учёта о проделанной работе с КТП рабочих программ не выявила нарушений  у педагогов, хотя отдельные замечания по аккуратности у педагога Любимовой Г.И. (в журнале 5»Б» класса) и своевременности  заполнения тем и пропусков у педагогов Бояркиной Л.А. (в журналах 5«В», 5«Г» классов), Сорокиной Е.Ю. (5«Г» класс»).

И всё же  общие недостатки и проблемы, которые удалось отследить на этапе посещённых занятий, имеют место:

·                    проблема состоит в большой нагрузке, которая, с учётом внеурочной деятельности,  ложится на учащихся  5 классов: в течении  недели уходят из школы в 15.40;

·                    отсутствие работы педагогов, организующих внеурочные занятия,  по сохранности контингента;

·                    плохая посещаемость практически всех  внеурочных занятий учащимися 5 «В» класса, что говорит о недостаточном контроле классного руководителя Любимовой Г.И.  Необходимо пересмотреть в классе вопрос о посещаемости внеурочных занятий.

Тем не менее, в части информационной работы имеют место серьёзные недостатки:

·                    удивляет отношение учителей и классных руководителей по сохранности контингента учащихся.

Выводы

1. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО осуществляется в течение 2 месяцев в 5 классах.  Внеурочной деятельности предшествовала широкая подготовительная работа: разработка плана внеурочной деятельности, составление рабочих программ, выявление спроса участников образовательного процесса. Проведена разъяснительная работа с родителями (законными представителями) пятиклассников о внеурочной занятости их детей. Учёту подверглись занятия по интересам вне школы, вне плана внеурочной деятельности.

2. Проверка документации показала, что программно-методическое  обеспечение внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС ООО. Классные руководители  и педагоги 5-х классов, педагоги дополнительного образования своевременно оснащены нормативно-методическими материалами, что способствует их осведомлённости, методической готовности к внеурочной деятельности.

3. Проблемой остаётся нехватка помещений для проведения физкультурно-оздоровительных  и массовых мероприятий  в  период неблагоприятных погодных условий.

4. Наблюдения за работой педагогов показывают, что части работников присущ формальный подход к организации внеурочной деятельности. С ними проведено предупредительное собеседование

5.Имеют место недочёты, которых следует избежать в последующие учебные годы, а именно, календарь интенсивных занятий должен быть строго выверенным по разноске часов и соответствовать календарю событий и праздников.

Предложения

1.  Классным руководителям 5-х классов наладить работу по оформлению Портфолио класса, индивидуальных портфолио учащихся.

2.  Выявленные недостатки  и проблемы в части введения ФГОС ООО соотнести  к перспективному планированию внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год в целях разгрузки  обучающихся и наполнения содержания внеурочной деятельности новым качеством.

3. Классным руководителям, педагогам, реализующим федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в части внеурочной занятости:

1) привлекать к взаимодействию с обучающимися   родителей (законных представителей);

2) не упускать из вида вопросы безопасности детей, сохранности их здоровья во время проведения занятий внеурочной деятельностью.

            4. Продолжить  работу по отслеживанию внеурочной деятельности в части реализации ФГОС ООО.

 

 

 

Справку подготовила заместитель директора по УМР    Орлянская С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования учащихся 5-х классов

по посещению внеурочных занятий.

 

Дата анкетирования: 27-28.10.2014г.

Цель: контроль за посещаемостью занятий.

Основание: приказ о классно-обобщающем контроле  в  5 классах.

Форма контроля: беседа и анкетирование учащихся.

Беседа с учащимися проходила по вопросам:

1.      Какие занятия внеурочной деятельности вы посещаете в лицее?

2.      Как проходят ваши занятия?

3.      Какие занятия внеурочной деятельности от ЦРТДЮ по субботам вы посещаете?

4.      Как проходят занятия?

5.      Какие внеурочные занятия в других учреждениях вы посещаете?

 

В лицее:

 

класс

Ко-во уч-ся в классе

Кол-во

опрошен

Увлекат.

рус.яз.

экология

Англ.яз.

волейбол

естество

знание

Колесо

истории

Наши

проекты

5 А

27

23

4

5

3

2

11

-

4

27

22

3

5

3

10

6

1

4

23

20

7

1

-

3

3

-

-

18

17

4

4

6

3

2

4

2

 

По субботам от ЦРТДЮ:

класс

Кол-во

опрошен

ИЗО

Поделки

Стилистика

Живое слово

5 А

23

0

0

6

4

22

 3

0

2

3

20

2

6

3

4

17

2

1

0

2

 

В  других учреждениях дополнительного образования:

класс

Кол-во

опрошен

Худ.     школа

Муз. школа

Бенедикт

СК Юность

ЦДТ 

КДЦ

ЦРТДЮ   

ДЮСШ УО

ДЮСШ спортком.

5 А

23

3

4

1

1

4

-

4

1

-

22

2

3

7

2

-

-

1

1

3

20

2

-

-

-

-

-

5

4

4

17

-

1

-

-

-

1

7

-

-

 

Не заняты внеурочной деятельностью следующие учащиеся:

5а – Куркина, Степанова,

5г – Герман Вова, Гализин Вадим.

Посещают «Колесо истории» -  5 «Б» Писаренко Алина,

5  «Г» - Чурина Наталья, Протопов Коля, Мартиросян Арман, Меграбян Кристина,

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"