Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 
Организация домашней самостоятельной деятельности учащихся

 

 

Организация домашней самостоятельной деятельности учащихся

 

    В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности  обучения может  быть успешно  решена  только  при  условии, если высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся.  На уроках, как бы хорошо они  ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную  память.  Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть  требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет  она  также  для  воспитания  учащихся,   поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом,  домашняя  учебная  работа школьников является весьма важной составной частью процесса  обучения  и выступает  одной  из  существенных  форм  его  организации.   Домашняя  учебная  работа  учащихся  состоит  в самостоятельном  выполнении  заданий  учителя  по  повторению  и   более глубокому усвоению изучаемого материала и его  применению  на  практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя  работа  по овладению   изучаемым   материалом   характеризуется   двумя   основными признаками  —  наличием  учебного   задания,   даваемого   учителем,   и самостоятельной работой учащихся по его выполнению. 

    Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.  

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые  правила по русскому языку, определение признаков делимости чисел  по  математике,  заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).  

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике  и  другим предметам.  

г) выполнение творческих работ по литературе.  

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.

е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.  

ж)  выполнение  практических  и  лабораторных  работ  по  физике,  химии   и биологии.  

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.  

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные  домашние задания. Они рассчитаны  на  преодоление  пробелов  в  знаниях  учащихся  по отдельным  темам,  на  усиление  тренировочных   упражнений   по   выработке практических  умений  и  навыков.  Кроме  того,  даются  задания  повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью  развития  их  творческих способностей  и  склонностей.    

 Школьная практика  показывает,  что  в  домашней  учебной  работе  учащихся   имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику  сбиваются  на  полумеханическое   чтение   изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части  и  не осуществляют  самоконтроль  за  усвоением   знаний.   Во-вторых,   недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее время, отсутствие твердо установленного  режима,  связанного  с  выполнением домашних заданий. Это приводит  к  поспешности  в  работе  и  поверхностному усвоению изучаемого  материала.  В-третьих,  выполнение  письменных  заданий многими   школьниками   осуществляется   без    предварительного    усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие  этого учащиеся допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях.   Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания,  но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению.      Объём и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать нормам СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»)

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (раздел 10.30 СанПин)

    Необходимо учесть, что эти (максимальные) нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех обучающихся с различным умственным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцируемый подход. Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

Правила  домашней  учебной  работы  школьников. 

Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения  знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что  для  всестороннего осмысления и  прочного  усвоения  программного  материала  следует  вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени. 

Второе:  Домашние  задания  необходимо  выполнять  в день их получения.  Суть  дела  в  том,  что  усвоенный  на  уроке  материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после  восприятия.  При контрольных проверках оказалось, что через  час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа  — только  28%.  

Третье: Приступая  к  подготовке  домашних  заданий,   обязательно   нужно   создать психологический настрой на  их  аккуратное  выполнение  и  прочное  усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно  детально  продумать  ту  цель, которую необходимо достичь при  выполнении  домашнего  задания.  Одно  дело, когда хочется его выполнить и побыстрее  пойти  гулять,  и  другое  —  когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять  торопливости и стремиться к глубокому  осмыслению  и  усвоению  материала. 

Четвертое:  Если  домашнее задание  включает  в  себя  усвоение  материала  по  учебнику  и  выполнение различных  упражнений,  то  его  подготовку  нужно  начинать  с  работы  над учебником. Порядок работы с учебником следующий:  вначале  нужно  попытаться припомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока.  Затем  следует  вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в  нем  важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению.  После  этого  нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля:  пересказ  материала  вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы  учебника  и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще  раз поработать с учебником  и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала. 

 Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"